Мы – как рама


18 МАЯ ОТМЕЧАЕТСЯ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ МУЗЕЕВ

И хотя бы раз в году рама претендует на то, чтобы в нее внимательно вгляделись

Сегодня собеседник «Профсоюзных вестей» — директор Тираспольского объединенного музея Алла Мельничук, которая делится с нашими  читателями своими мыслями о том, как сделать наш край привлекательным для туристов, какую историю мы сохраняем и что же такого важного хранят музеи. К слову, Тираспольскому музею исполнилось 53 года, а всего в Приднестровье действуют 30 государственных музеев, которые курируются министерством просвещения.

«Какую историю предлагают народу, такой жизнью он и живет». В. Жикаренцев

- Несколько лет назад власти нашей республики заговорили о туризме как о перспективной отрасли для инвестиций в приднестровскую экономику. На Ваш опытный взгляд, чем мы можем привлечь туристов, какими историко-культурными объектами, за исключением уже известных Бендерской крепости и Военно-исторического мемориала, можем заманить в республику?

- В основном наши музеи предлагают экспозиции общественно-исторического плана, поскольку именно в этой плоскости идут дискуссии, затрагивающие образование и развитие Приднестровья. Сегодня некоторые представители властей ближнего зарубежья  пытаются пересмотреть итоги Великой Отечественной войны, поэтому мы должны донести правду о том, как оно было на самом деле. И чтобы было понятно, почему же возникла Приднестровская Молдавская Республика, необходимо познакомить всех с предысторией ее возникновения, наглядно продемонстрировать факты, свидетельствующие о предпосылках именно такого поворота истории.

Тогда людям становится понятно, что по-другому в тот момент просто не могло быть: так складывался национальный состав населения, так формировалась ментальность жителей. Если в Кишиневе возводился очередной культурный объект, например, Оперный театр, то в Тирасполе – новый завод, фабрика или комбинат. Кишинев был парадной частью Молдавии, а Тирасполь – промышленной, поэтому именно сюда, в нынешнюю столицу Приднестровья, люди съезжались отовсюду на строительство и запуск крупных отраслевых гигантов.

Чтобы понять сегодняшнюю ситуацию, нужно проанализировать то, что было вчера и позавчера – и тогда все становится на свои места. Поэтому в нашем культурном поле музеи активно работают, пожалуй, даже активнее, чем в других странах ближнего зарубежья. Приятно, что руководство республики это понимает и старается создать необходимые условия для поддержки и развития музейного дела.

Если говорить о перспективе, об исторической и туристской привлекательности, то, мне кажется, именно наша мультинациональная пестрота смогла бы здорово сработать. Но это должны быть не только музейные проекты, скорее этнографически-игровые. Так, например, по нашим подлинным образцам одежды можно сшить национальные костюмы, мы поможем воссоздать антураж прошлого и уже на этой исторической базе организовать  этнографический праздник. Но обязательно нужно, чтобы туристы знали, что в таком-то селе именно в это время года проводится фестиваль с танцами, песнями, дегустацией национальных блюд – много еще чего можно придумать, даже специально срежиссировать для привлечения внимания к нашему краю.  Я как-то даже смеялась, прочитав о том, что в каком-то малюсеньком городе, где проживают несколько сотен человек, проводится фестиваль кабачков. И туда к ним съезжается огромное число людей, чтобы поучаствовать и посмотреть на это зрелище. Даже, помню, приезжал оркестр, по-моему, он так и назывался овощной оркестр, в котором музыканты играют на дудочках из кабачков, на барабанах из тыкв.

Может быть, стоит создать узкоспециализированные музеи, как скажем, уже имеющиеся в других странах музеи хлеба и даже водки. У нас можно, например,  музей мамалыги или вариантов приготовления борща открыть – здесь воля фантазии не ограничена.

- Алла Антоновна, может быть для популяризации изучения культурно-исторического наследия нам стоит перенять опыт России, где проводится акция «ночь в музее», когда музеи открываются бесплатно для всех желающих с вечера и  до утра?

- Буквально на днях мы говорили об этом на аппаратном совещании, до сих пор мы такого не практиковали. Единственное, что мы пробовали, так это еще в советские времена работать до 8-ми вечера. Вот эта модель, когда музеи открыты ночью, она необходима для мегаполиса с его бешеным ритмом, пробками, расстояниями и невероятной загруженностью людей. А мы – периферия, провинция, в общем, со своим неспешным укладом жизни, размеренностью.

С 1 сентября прошлого года мы изменили режим работы. Теперь музеи открыты в будние дни с 8.30 до 17.00, а в выходные с 10.00 до 18.00 без обеденного перерыва. У нас символическая оплата входа, с 1 января взрослый билет стоит 2,5 руб., а детский 1,5 руб. До этого мы не меняли стоимость входного билета около 10 лет. Цена — игрушечная, и мы благодарны нашему муниципалитету, который тратит немалые средства на содержание музеев. Но удивительно, когда у нас день открытых дверей, народу – как на футбольном поле, а прийти в обычный день, когда есть простор и возможность хорошенько рассмотреть экспонат, проникнуться, задуматься о чем-то своем,  за символическую плату желают немногие. Вот это не совсем понятно.

«Периферийные музейщики – это последние святые на Руси». Д.Лихачев

- Не скрою, приятно слышать, что местные власти понимают важность поддержки музеев. Но не исключаю того, что наш посетитель ждет чего-то нового. Как обстоят дела в плане развития?

- У нас сейчас действуют два выставочных зала. Основная картинная галерея и зал в доме-музее Н. Зелинского, который реконструирован не так давно, в 2004 году. Именно небольшой зал в доме-музее мы называем дебютным. Там проходят премьеры, он часто предлагается  для экспозиций молодым авторам. В этом доме вырос талантливый ученый, может, аура этого места подарит нам еще и знаменитого художника?

Да, есть у нас и проблемы, и одна из них – острая необходимость в здании под полнопрофильную музейную экспозицию. Мы показываем Тираспольский уезд Херсонской губернии, а также Молдавскую автономию – без этого нельзя. Поскольку Тирасполь всегда был региональным лидером – такая у него карма — то нам нужно здание, в котором мы могли бы показать историю города с древнейших времен и до сегодняшнего дня.

С 2002 года наш музей зарегистрирован как научная некоммерческая организация, в задачи которой входит документирование  эпохи, популяризация, научные разработки и публикации, и, конечно же, экспозиции.

За то, что творческие люди выставляют у нас свои работы, мы не берем никакой платы, но мы вежливо просим их после выставки оставить музею в дар одну — две работы (на наш выбор) для пополнения фондов. Мастера нас понимают и идут навстречу.

- Кроме вот таких подарков от самих авторов, как еще пополняются музейные фонды? Расскажите, пожалуйста, о последнем интересном экспонате?

- Один из приднестровских художников, с которым мы очень тесно сотрудничали,  изменил место жительства – переехал к детям. Он безвозмездно передал нам в фонды 62 картины. Эта коллекция Михаила Ивановича Антонюка была лучшим обретением музея за последний год. И сейчас на выставке лучших экспонатов года есть его работа,  выполненная в особой, фиолетово-розовой гамме, свойственной западноукраинской художественной школе.

Подавляющее большинство экспонатов музея – это то, что нам передали в дар люди. Бывает, некоторые на это очень долго решаются.

Вот буквально недавно, 8 мая, у нас в городе был фестиваль духовых оркестров. После мероприятия  ко мне подошла женщина со словами: «Я знаю, Вы – директор музея. У меня есть старинная скатерть моей мамы, можно я Вам ее принесу»?

А однажды позвонила женщина и сообщила, что пожилая жена одного из тираспольских военкомов отдает ей свой сарайчик. Она сказала, что там много всяких бумаг. Как оказалось, он был заполнен обандероленными газетами и журналами – в то время военком получал такие издания, на которые нельзя было подписаться или купить в свободной продаже. И при доставке они скреплялись сургучом. Естественно, мы приехали туда с тачкой, сгрузили все, а потом, когда разобрали, то нашли немецкую газету «Народный обозреватель» (в переводе с немецкого) от 23 июня 1941 года!

В 2009 году свыше 40 работ нам передала жена покойного театрального художника Анатолия Казаку, это одна из самых ценных коллекций.

- Какой экспонат можно назвать самым ценным в фонде Тираспольского объединенного музея?

- Понимаете, есть понятие «антикварная ценность», и есть понятие «историческая ценность». Есть понятие и культурной ценности. Очень часто между этими понятиями нет особенной границы. С антиквариатом проще: чем реже экспонат, тем его ценность выше. У нас есть печать Тираспольского уездного казначейства. Может, она и не особо ценна с точки зрения сфрагистики (коллекционирования и изучения печатей – авт.), но для нас она  очень дорога.

- Алла Антоновна, как бы Вы охарактеризовали музейную профессию? В обывательской среде пока еще жив стереотип, что профессия скучна и молодым в ней делать нечего?

- Наша профессия – она коллективная, не лидерская. Мы работаем вместе: один собирает, другой описывает, третий хранит, четвертый находит, пятый выставляет. Скромная музейная профессия – она хоровая. Я бы так еще сравнила: есть картина и рама. Так вот, главный кто? — Художник. А мы — как рама. Ну, раз в год и рама претендует на то, чтоб в нее повнимательнее вгляделись.

У нас 47 штатных единиц, 24 из них – профильные, творческие, остальные – техперсонал. Мы можем похвалиться самым большим музейным собранием, около 100 тыс. единиц хранения, из которых 80 тыс. ценного, основного фонда. Ежегодно мы собираем cвыше 1,5 тыс. экспонатов основного фонда.

По итогам прошлого года наш музей заработал 73% поступлений от всех музеев республики. В 2010 году нами создано 42 выставки. Примерно раз в неделю открываем новую экспозицию. Все чаще к нам стали обращаться СМИ.

Насчет того, что молодым у нас делать нечего, не соглашусь. Да, если сюда кто-то приходит ради хлеба, то он быстро уходит, поскольку наши оклады мизерные. Но если думать только о хлебе, то не будет и хлеба. Тот, кто пришел к нам еще студентом, кто пустил в наше дело корни своей души, то он с нами остается надолго.

Интервью вела Наталья Скуртул

, , , ,

  1. Пока нет комментариев.

Обязательно надо войти в систему для комментирования.